Как отмечали масленицу на руси

Масленица на Руси: история и традиции

Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны.

Сегодня 20 февраля — первый день масленичной недели. И называется он «Встреча».

Ребята узнали историю праздника.

На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу-языческого бога солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло-это первый шаг на пути к обильному урожаю. До крещения Руси праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после. С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции.

Масленица: почему так называется?
Наиболее распространенной является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей».

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды.

Завтра 21 февраля «Заигрыш». Завтра будут игры, различные конкурсы, связанные с традиционными русскими народными играми.

https://zabota154.msp. midural.ru/news/maslenica-na-rusi-istoriya-i-tradicii-99910/

Как на Руси отмечали Масленицу

Масленичная неделя в этом году будет продолжаться с 28 февраля по 6 марта. В народе с давних времён Масленицу любили, ждали, называли её «честнАя», «широкая», «разгульная». Подробно о том, как отмечали один из самых ярких праздников на Руси, можно узнать, обратившись к уникальным изданиям, цифровые копии которых доступны на Портале Президентской библиотеки.

«Русская масляница… ведёт своё начало из языческого праздника, совершавшагося предками нашими в честь Волоса, скотья бога», — рассказывает искусствовед Иван Божерянов в историческом очерке «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1894).

Все дни сырной (масленичной) недели имели свои особые названия и значение: встреча — понедельник, заигрыши — вторник, лакомки — среда, разгул — четверг, тёщины вечерни — пятница, золовкины посиделки — суббота, а завершал празднества целовальник, прощёный день — воскресенье.

«В первый день масляницы русский народ справляет встречу чистой масленицы — широкой боярыни», — пишет Иван Божерянов. К этому дню Масленицы на Руси устраивали всевозможные качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. С самого утра в день «встречи» с праздничными скороговорками детвора выбегала на улицу строить снежные горы, а сбегали с них под крики «приехала Масленица, приехала Масленица!». Однако же относились к весёлой традиции в народе со всей серьёзностью: «Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину — жить в горькой беде, а то при старости лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног».

Празднование Масленицы. Фото: ИА PrimaMedia

Выпекание блинов с незапамятных времен остаётся неизменной традицией, символизирующей весеннее солнце. В прежние времена эта традиция носила в себе ещё и поминальный смысл, а первый блин отдавался «нищей братии на память усопших».

Во второй день празднеств — «заигрыши» — соседи приглашали друг друга отведать блинов, «матушки посылали позываток с наказом: „у нас — де горы готовы и блины напечены — просим жаловать“». Интересно, что масленичные удовольствия клонились к сватовству, чтобы после Великого поста непременно сыграть чью-то свадьбу. Не зря вторник назывался «заигрыши», в этот день, после всех угощений, гостей отпускали кататься на горки, где женихи за праздничными забавами смотрели в оба, выбирая себе невест.

В третий день, «лакомки», тёщи принимали своих зятьёв на блины, а для «забавы любимого зятя» звали в гости всех своих родных.

В широкий четверг, или «разгул», начиналось самое веселье: народ развлекался катаньями по улицам, разными играми и кулачными боями.

На «тёщины вечерни», в пятницу, наступала очередь зятьям угощать своих тёщ. Следуя традиции, накануне вечером зять должен был лично пригласить тёщу, а утром прислать парадных «позываток». И чем больше народу приходило звать тёщу к зятю на блины, тем больше было почестей, которые он ей оказывал.

В субботу, на «золовкины посиделки», главным действующим лицом становилась молодая невестка, которая приглашала своих родных к себе в гости.

Последний день Масленицы, «проводы», или, как его ещё называли, «целовальник», сопровождался на Руси различными обрядами. Например, проводы в Симбирской, Саратовской и Пензенской губерниях состояли в разъездах по городу. Картина действия была такова: «Для поезда сколачивали несколько дровень и саней. В передние ставили столб и на него клали колесо, на которое сажали мужика, опытнаго в разных забавах и причитаниях. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды, приходившие из деревень забавляться с городскими весельчаками», — пишет Божерянов.

Празднование Масленицы. Фото: ИА PrimaMedia

Традиция сжигания чучела Масленицы — самая яркая и красочная из всех дошедших до наших дней. Божерянов описывает праздник в городе Нерехте Костромской области: «Вечером после всех гуляний и забав выходит молодой народ: женщины и мужчины, девицы и дети из своих дворов с соломою. При пении песен сжигается солома». В «целовальник» было принято одаривать своих родных пряниками, медовиками и коврижками. В последний день Масленицы следовало особенно «прощать» и одаривать кума с кумой. «В деревнях самый почтенный подарок для кума состоит из полотенца, а для кумы — из бруска мыла». Прощение между родственниками происходило вечером: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощенья; после них приходили все близкие знакомые. В Прощёное воскресенье соломенное чучело в женской одежде или деревянную куклу, олицетворявших Масленицу, хоронили или сжигали.

«Последние два дня на сырной неделе, (субботу и воскресенье)… посвящают на испрашивание друг у друга прощения. Встретясь, даже на улице… целуются, говоря: „прости меня, в чём я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делом или словом“. — Бог тебя простит и Божия Матерь, — отвечает ему другой, — и в знак примирения целуются», — пишет этнограф Александр Терещенко в издании «Быт русского народа» (1848).

«В этом пёстром празднике народном, оканчивающем зиму, ясно открывается смесь стихий древняго языческаго обряда с христианским обычаем, отечественного с чужестранным, стариннаго с новым…» — заключает Иван Снегирёв в книге «Русские простонародные праздники и суеверные обряды«.

Празднование Масленицы. Фото: ИА PrimaMedia

Во всей широте проявляли себя в эти дни русские удаль и безудержная натура; люди пели, плясали, веселились — запасались терпением, чего требовал следующий за Масленицей Великий пост, о строгих установлениях которого также подробно написано в старинных книгах, электронные копии которых хранятся в фонде Президентской библиотеки.

https://primamedia.ru/news/1245255/

Как отмечали масленицу на руси

Масленица — это целый комплекс обрядов. Среди них есть как относительно молодые, например, взятие снежного городка датируют началом XVIII века, так и древнейшие — выпекание блинов, посещение могил и другие.

Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В старину это божество называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими.

Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника. Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и «похоронами Костромы».

Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом, их носили на могилы или оставляли на окне («Первый блин покойникам»), чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище.

«Похороны» чучела Масленицы также должны были обеспечить хороший урожай.

Сравнивая русские и античные материалы, можно проследить фазы рождения божества растительности. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень. Следующая фаза состоит в том, что сила мыслится живущей в дереве. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Следующая фаза состоит в том, что это антропоморфное существо получает имя: Ярило, Кострома, Иван, Марена, Купало. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья.

Со временем куклы стали делать из злаков — «предела желаний и стремлений» землепашца.

Земледельческие праздники проходили в период посевной и первичного роста сельскохозяйственных культур. В другое время славяне словно забывали о божестве растений, в отличие от древних египтян и греков, которые чествовали земледельческих богов наравне с остальными обитателями пантеонов.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что изначально Масленица отмечалась в районе 22 марта — дня весеннего равноденствия. В марте начинался и новый год по славянскому календарю. По другой версии, праздник приходился на 24 февраля, когда чествовали «скотьего бога» Велеса.

С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. У праздника появилось новое значение: повеселиться и вдоволь наесться перед семинедельным говением, прогнать зиму и ускорить наступление весны. Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком.

Но и в XIX веке крестьяне помнили о связи Масленицы и будущего урожая. Кулачные бои устраивали, чтобы сила участников переходила к пшенице. В танцах и хороводах должны были участвовать только высокие парни, чтобы «лен был высокий», а бражничали, «чтоб скотина плодилась». На Масленицу также чествовали молодоженов, веря, что их детородная сила передастся земле.

Масленица — это целый комплекс обрядов. Среди них есть как относительно молодые, например, взятие снежного городка датируют началом XVIII века, так и древнейшие — выпекание блинов, посещение могил и другие.

Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В старину это божество называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими.

Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника. Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и «похоронами Костромы».

Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом, их носили на могилы или оставляли на окне («Первый блин покойникам»), чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище.

«Похороны» чучела Масленицы также должны были обеспечить хороший урожай.

«Сравнивая русские и античные материалы, можно проследить фазы рождения божества растительности. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень. Следующая фаза состоит в том, что сила мыслится живущей в дереве. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Следующая фаза состоит в том, что это антропоморфное существо получает имя: Ярило, Кострома, Иван, Марена, Купало. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья».

Владимир Пропп, «Русские аграрные праздники»

Со временем куклы стали делать из злаков — «предела желаний и стремлений» землепашца.

Земледельческие праздники проходили в период посевной и первичного роста сельскохозяйственных культур. В другое время славяне словно забывали о божестве растений, в отличие от древних египтян и греков, которые чествовали земледельческих богов наравне с остальными обитателями пантеонов.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что изначально Масленица отмечалась в районе 22 марта — дня весеннего равноденствия. В марте начинался и новый год по славянскому календарю. По другой версии, праздник приходился на 24 февраля, когда чествовали «скотьего бога» Велеса.

С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. У праздника появилось новое значение: повеселиться и вдоволь наесться перед семинедельным говением, прогнать зиму и ускорить наступление весны. Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком.

Но и в XIX веке крестьяне помнили о связи Масленицы и будущего урожая. Кулачные бои устраивали, чтобы сила участников переходила к пшенице. В танцах и хороводах должны были участвовать только высокие парни, чтобы «лен был высокий», а бражничали, «чтоб скотина плодилась». На Масленицу также чествовали молодоженов, веря, что их детородная сила передастся земле.

https://culture.ru/s/vopros/istoriya-maslenicy

Масленица, как праздновали ее на Руси

Масленица – любимый в России праздник конца зимы и наступления весны. Всего на празднование этого события отведена масленичная неделя, а вот кульминация праздника – в воскресенье.

С понедельника в Масленичную неделю в дом каждой молодой семьи полагалось прийти теще и учить дочку печь блины. В среду и в пятницу зять шел на блины к теще – на этом визите теща должна была показать все свое кулинарное искусство.

В дни Масленицы любимой забавой на Руси раньше было катание на санях – на лошадях и с ледяных, со снежных горок. Вот уж визгу было и веселья! Санное катание красиво описано в «Войне и мире» Льва Толстого – в том эпизоде, где Наташа Ростова и ее сводная сестра Соня участвуют в гуляньях в качестве ряженых: Соня наряжена черкесом.

Масленицу отмечают и отмечали на Руси всегда карнавалами, народными гуляньями, играми и хороводами на площадях. Кто красивее споет и спляшет? Кто влезет на шест и достанет оттуда мешок с подарками? Кто победит в кулачном бою «стенка на стенку»?

Конечно, не обходится праздник Масленицы без вкусных блинов. Это традиция средней полосы России, но она распространилась далеко. В масленицу принято печь блины с начинкой: от творога и ягод до черной икры.

И вот наступало воскресенье, названное в народе Прощенным. В это время полагалось просить прощения у всех близких и знакомых, даже у встречных прохожих. Полагалось и простить всех своих обидчиков.

Почтительно поклонившись, нужно было сказать: «Простите меня!», и в ответ, от того, кто прощает, получить присказку: «Бог простит!» Эта традиция жива и по сей день в народе. Ей продолжают следовать.

В воскресенье в России сжигают при народе на площадях чучело Масленицы, разряженное в пух и прах. Так символически уходит зима.

Редакция Добро. Журнала не несет ответственность за достоверность информации в этом материале

https://dobro. press/articles/maslenitsa-kak-prazdnovali-ee-na-rusi

Как появилась Масленица на Руси кратко

Какова история этого праздника? Почему Масленица называется так? Чем неповторима Масленица в Беларуси? Как Масленицу праздновали на Руси? Масленица у разных народов: какая она? Как праздновать Масленицу всю неделю: с понедельника по пятницу? Чем славится Седмица сырная? Когда приходит Великий пост?

Из истории праздника

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту, и в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного испытания.

Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная Масленица», «веселая», «перепелочка», «перебуха», «объедуха», «ясочка».

Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т. е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т. п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Как Масленицу праздновали на Руси

К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу — «Масленицу» — и наряжали ее в кафтан и шапку.

На второй день, во вторник, девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.

Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать, выполнять разные обряды, устраивать кулачные бои.

На пятый день зятья угощали блинами своих тещ, иногда — и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.

В шестой день разгульной недели невеста приглашала своих родных к себе.

В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков, проводы и прощания сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу — «Масленицу» — торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание родных и знакомых происходило вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

Почему Масленица так называется

Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».

По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его больше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — Масленица.

По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.

А если верить легендам, то Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником.

https://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/maslenica/kak-pojavilas-maslenica-na-rusi-kratko. html

Празднование Масленицы в древней Руси

Однако Масленица иногда принимала размеры массового народного гуляния. Одной из причин этого были древние языческие традиции: поклонение Солнцу, встреча Весны, сжигание чучела Масленицы, ряженые. Часто это сопровождалось веселыми танцами, хороводами с песнями.

С особым размахом отмечали Масленицу в крупных городах таких как Москва. В дореволюционные времена гуляния в столице принимали порой грандиозные масштабы. Сейчас же многие традиции и обычаи поменялись и приняли более цивилизованный вид и сопровождаются различными театрализованными шоу.

Последнее воскресенье Масленичной недели называется сыропустным воскресеньем, так как именно тогда заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. В этот день после вечернего богослужения в Православных храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как Прощеное воскресенье.

https://www. peoplesmyths. com/prazdniki-na-rusi/prazdnovanie-maslenitsyi-v-drevney-rusi. html

Частичка солнечной энергии: как и почему на Руси отмечали Масленицу

Согласно христианской традиции, дата начала празднования Масленицы меняется и зависит от сроков проведения главного церковного праздника — Пасхи Христовой. В 2023 году один из самых любимых русских праздников с его непременным атрибутом — блинами — выпадает на период с 20 по 26 февраля.

По словам историка Анастасии Назукиной, изначально Масленица была частью цепочки языческих земледельческих обрядов.

— Когда-то Масленицу было принято отмечать в День весеннего равноденствия 21–22 марта. По древнеславянскому календарю это было началом нового года, — говорит Анастасия Назукина. — Повод для празднования был более чем значительный: после долгой и холодной зимы природа пробуждалась и расцветала.

А поскольку язычники почитали солнце как божество, то непременным атрибутом праздника сначала стали круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки.

— Считалось, что съев такое угощение, человек получит частичку солнечной энергии. Со временем лепешки были заменены блинами. Однако после принятия на Руси христианства традиционное время праздника выпадало на дни Великого поста. Поэтому Масленая неделя стала начинаться за неделю до него, выпадая на Сырную седмицу, — поясняет историк. — В эти дни церковный устав уже запрещает есть продукты из мяса, но пока еще разрешает употреблять в пищу молочные продукты и рыбу.

Празднование Масленицы продолжается семь дней, каждый из которых имеет свое название и традиции проведения.

— Понедельник называется Встречей, в этот день Масленицу встречают, тогда же начинают печь блины. Когда-то у наших предков существовала добрая традиция: первыми порциями блинов они делились с людьми бедными и нуждающимися. В этот же день мастерили чучело Масленицы, — продолжает Анастасия Назукина. — Вторнику дали название Заигрыши. По вторникам молодые парни и девушки ходили по домам поселений с бубнами, рожками, балалайками и распевали колядки. Считалось, что тот, кто не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Среда, она же Лакомка, день, когда было принято привечать дорогих гостей. Для них двери домов радушных хозяев были всегда открыты, а столы щедро накрыты.

— По средам же тещам было положено потчевать любимых зятьев. Даже частушку такую народ сложил: «Направлялся к теще зять, блин за край у тещи взять. Теща к зятю ластится: съешь с блином и маслица!» А еще в этот день проводились конные бега и кулачные бои, — рассказывает Назукина.

К бою мужики готовились серьезно: парились в бане и сытно ели, некоторые даже обращались к колдунам, чтобы получить заговор на победу. Уж очень хотелось показать силу и удаль молодецкую. Бои проводились стенка на стенку, зачастую соперниками были мужики из соседних деревень.

Первые три дня праздника относятся к узкой Масленице, а вот с четверга, который называется Разгуляем, начинается Масленица широкая.

— Главное развлечение этого и всех последующих дней — катание с ледяных горок, которые старались украсить флажками и фонариками, — говорит историк. — Для катания использовались рогожи, санки, шкуры и деревянные корыта. Еще одно развлечение — взятие ледяной крепости. Специально для этой забавы строили ледяной город с воротами, а затем осаждали его, забрасывая снежками.

Следующий день — пятницу — прозвали Тещиными вечерками.

— Теперь уже зятья брали на себя роль гостеприимных хозяев и приглашали тещу в свой дом на богатое угощение, — рассказывает историк. — Субботу называют Золовкины посиделки, когда невесткам полагалось проявить внимание и продемонстрировать доброе отношение к сестрам мужа. Они, кстати, рассчитывали не только на угощение, но и на подарки от жены брата.

Последний день праздника — Прощеное воскресенье — наполнен особым смыслом. Ведь в этот день принято искренне просить прощения у людей за вольные и невольные обиды, которые мы могли нанести окружающим, чтобы иметь возможность войти в следующий важный этап жизни — Великий пост — с чистой и спокойной душой.

— А кульминация праздника — это сжигание чучела Масленицы, — подытоживает Назукина. — Куклу делали из тряпок и соломы, после чего наряжали ее в женскую одежду. Сжигание чучела, как и раньше, символизирует проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым, ветхим, отжившим свое.

https://vm.ru/society/1034259-chastichka-solnechnoj-energii-kak-i-pochemu-na-rusi-otmechali-maslenicu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector